Очень многие считают, что логопеды — это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.
Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…
Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь все родители хотят, чтобы их ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в дошкольный период, то эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.
— не умеет красиво и правильно рассказывать — трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.
— не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.
— не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.
— не умеет обобщать — возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.
И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Таким образом, задача логопеда — помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.
Проконсультироваться необходимо, если ребенок:
-- до года наблюдался у невропатолога.
-- в 2 года в речи присутствует менее 10 слов.
— в 3 – 4 года пропускает звуки К, Г, Х, В в словах или заменяет их другими звуками. В норме правильное произношение этих звуков формируется рано
— смягчает звуки С, З (например «сябяка»).
— заменяет звуки С, З, Ц другими звуками или искажает их звучание, особенно если язычок высовывается между зубами или отклоняется в сторону (слышится хлюпающий звук).
—заменяет или искажает звуки Ш, Ж, Ч, Щ в возрасте старше 4- х лет: заменяет звук Ш на С, Ж на З, Ч на Ть, Щ на Сь; произносит звук Ш с призвуком Ф;
неправильно произносит звуки Л, Ль, Р, Рь в возрасте старше 5- ти лет: заменяет эти звуки другими: Ль на Й (Йена вместо Лена), Р на Л; может быть отсутствие звука: «ука» вместо «рука»; искажение произношения: горловое произношение, при котором вибрирует мягкое небо.
— переставляет слоги местами («ГЕБЕМОТ» вместо «БЕГЕМОТ»).
— укорачивает слова («КОФЕТА» вместо «КОНФЕТА»).
— испытывает затруднения при назывании знакомых и малознакомых предметов (например чайник называет чай, кастрюлю- тарелкой, репу- луком); путает или не использует обобщающие понятия (фрукты называет овощами, путает одежду и обувь).
— путает или не знает названия цветов (красный, синий, зеленый…).
— пропускает предлоги, заменяет их или употребляет неверно. Например, вместо «из-за дерева»говорит «из дерева», вместо «за забором- под забором» и тому подобное.
— не может пересказать любимую сказку, составить рассказ по серии картинок.
-- в 5-6 лет - нарушения произношения, неправильно строит предложения, не может составить рассказ по картинке, с трудом заучивает стихи, плохо запоминает буквы.
-- в начальной школе ошибается при чтении и письме.
Последствия неисправленной речи у ребенка могут выражаться в следующем:
1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.
2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи, слезы и отказ отвечать (проявляющиеся уже к 5 годам).
3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия)
4. В будущем — личные проблемы и ограничения в выборе профессий.
Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений – главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Индивидуальные занятия с логопедом проводятся, учитывая возраст и индивидуальные особенности развития ребенка.
В занятие входят следующие направления:
1. Коррекция звукопроизношения;
2. Развитие фонематического слуха;
3. Общее развитие речи;
4. Обучение чтению;
5. Растормаживание речи (у неговорящих детей от 3 лет).
6. Работа с заикающимися дошкольниками и младшими школьниками.